У вас наверняка есть знакомые дамы средних лет, которые – едва в поле видимости появляется ребенок – теряют дар нормальной человеческой речи, переходят на приторный ультразвук, и если вместо усюсюканий и причмокиваний произносят-таки что-то членораздельное, то складывается ощущение, что это слово предназначено для слепоглухонемого. Дети постарше, как правило, реагируют на такое поведение, медленно отползая подальше от безумной тети. А вот малыши кажутся весьма заинтересованными. Все дело в разнице восприятия.
С детьми надо начинать разговаривать с первого дня – с этим согласны все. Младенцы отлично усваивают речь. Обязательно установите с ребенком зрительный контакт, чтобы убедиться, что он реагирует на речь – как на нечто, исходящее от вас, а не простой посторонний раздражитель, и начните разговаривать с ним, используя простые слова и максимально эмоционально. Внимательно следите за тем, что и в какие моменты малыш лепечет в ответ. Не стоит использовать выражения, которые станут понятны ребенку только лет через десять, а то и пятнадцать. Вы не сделаете из него вундеркинда, читая ему Плутарха или Пособие по высшей математике для поступающих в ВУЗы. А вот несколько простых для запоминания слов, повторяемые время от времени, будут очень полезны для развития ребенка. Впрочем, и в этом случае не стоит переусердствовать, беспрерывно твердя «мама, мама, мама, мама». Не забывайте, что навыки восприятия речи развиваются значительно раньше, чем речевые.
По мере развития ребенка усложняйте ваш уровень общения. Обратите внимание на использование местоимений – они представляют большую проблему для малышей. «Петенька хочет еще печенье?» - это фраза для совсем маленького человечка, которому важно усвоить, что он – Петенька. Став чуть постарше, ваш малыш должен научиться осознавать, что сказанное вами «ты», это, на самом деле, его «я». Не так-то и просто.
Вот приблизительный график развития речевых навыков у ребенка.
От 6 месяцев до года
Ваш малыш должен узнавать простые слова, употребляемые в быту для обозначения повседневных нужд. На ваше «пока» ребенок должен соответственно реагировать. Это будет означать, что у него развиваются навыки восприятия речи.
От года до двух
Ваш малыш должен быть в состоянии исполнять короткие просьбы, вроде «Иди сюда» или «Найди куклу». И кстати, он должен понимать одно из самых важных слов – «нет».
В этот период родителям следует указывать на вещи, окружающие малыша, и называть их. «Мячик, видишь – это мячик». Части тела – тоже подходящие предметы для освоения. «Покажи мне, где у тебя носик. Умница! А теперь скажи – «нос». Молодец!»
От 2-х до 3-х лет
У вашего малыша уже должен быть запас из 200-400 слов. К 4-м годам он должен уметь называть все предметы в своем окружении и, кроме того, научиться связывать вместе два-три слова, чтобы составить короткую просьбу или описать ситуацию. Ваши сложносоставные просьбы тоже не должны представлять проблем для понимания – «Подними тапочки и отнеси их в свою комнату».
От 3-х до 4-х лет
Именно в этот период словарный запас вашего ребенка заметно расширяется. Он понимает концепты прошлого и будущего.То есть теперь вы можете планировать и выстраивать последовательности.
Старше 5 лет
Скоро в школу. Дети начинают рифмовать. Они могут сгруппировать слова по смыслу (кошки и собаки – животные, цветы и деревья – растения). Конструкция фраз становится почти такой же сложной, как у взрослого человека. Дошкольники должны быть в состоянии связно рассказать довольно длинную историю, ответить на вопросы, объясняя своими словами причины.
Отредактировано МилаЯ (2009-05-15 16:33:58)